Узбекистан против строительства ГЭС и ссылается на конвенцию ООН
Кыргызстан не является подписантом конвенций ООН, на которые ссылается Узбекистан, выражая свою отрицательную позицию в связи со строительством в регионе гидроэлектростанций. Об этом говорится в специальном заявлении Министерства энергетики Кыргызстана в ответ на выступления официальных лиц соседней страны. Бишкек открыт для сотрудничества и призывает соседей к заключению многосторонних соглашений в водно-энергетической сфере. Однако, как заявляет Минэнерго, предложения кыргызской стороны остаются без ответа.
В заявлении Министерства энергетики говорится, что упоминаемые Конвенции ООН, подписантом которых Кыргызстан не является, имеют общий характер и не учитывают особенности Центральной Азии. В связи с заявлениями в прессе, касающимися строительства ГЭС Камбара-Ата-1, энергетики дали свои разъяснения.
Упоминая Конвенцию ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков, узбекская сторона умолчала о важном принципе справедливого и разумного использования. Отсутствие информации об использовании воды в Узбекистане с указанием объемов потребления, а также о возведении водохранилищ без проведения экологической экспертизы вызывает неоднозначную реакцию. Поэтому, в соответствии с нормами международного права, схема взаимных уведомлений и экологической экспертизы должна осуществляться только по принципу взаимности, без использования двойных стандартов и выборочного подхода в вопросе использования водно-энергетических ресурсов, а также применяться ко всем странам Центральной Азии без исключения.
В Минэнерго с сожалением отмечают, что соседняя страна уклоняется от конструктивного диалога по вопросу строительства ГЭС Камбарата-1, а в Узбекистане не прекращаются публикации с предвзятыми заявлениями. Замминистра Айбек Калиев говорит, что, несмотря на договоренность на прошлогодней встрече вице-премьер-министров четырех стран - Узбекистана, Казахстана, России и Кыргызстана в Алматы о создании четырехсторонней рабочей группы, узбекская сторона в дальнейшем отказалась участвовать в ее работе. - Мы с сожалением это отмечаем. Мы говорим, что готовы обсуждать условия вхождения в Камбарату-1, и Узбекистан придет к конструктивному диалогу. Считаем, что в одностороннем порядке делать свои выводы - чуть некорректно, - говорит заместитель министра энергетики Айбек Калиев.
Говоря о необоснованности заявлений, что станции Камбарата-1 и 2 должны пройти международную экспертизу, кыргызские специалисты отмечают, что решение строить их было принято еще тридцать лет назад в самом Ташкенте - в институте «Гидропроект». Официальный Бишкек считает, что эта была инициатива не только Кыргызстана.
Официальный Бишкек был и остается сторонником равноправного диалога с соседями по вопросу строительства гидроэнергетических сооружений, - говорится в заявлении Минэнерго. Кыргызстан не стремится к энергетическому диктату в Центрально-Азиатском регионе. При этом специалисты подчеркивают, что водные ресурсы являются достоянием и собственностью Кыргызстана. Строительство ГЭС - внутреннее дело суверенного государства.
Эксперты в сфере ТЭК придерживаются позиции, что река Нарын НЕ является трансграничной рекой - а значит, Кыргызстан имеет право строить на ней столько станций, сколько посчитает нужным. - Я считаю, что заявление руководства республики Узбекистан о проведении международных экспертиз - я считаю прямым вмешательством во внутренние дела. Потому что мы сами определяем, что нам строить, а что не строить на реке Нарын. Здесь не только экономические, но политические вопросы есть в их отрицательной позиции, - говорит эксперт в сфере топливно-энергетического комплекса Расул Умбеталиев.
То, что Узбекистан так отреагирует на инициативу строительства ГЭС, власти Кыргызстана знали, - признаются депутаты профильного комитета, - в этих заявлениях есть и политическая составляющая. - Они сейчас боятся, что если мы будем строить гидроэлектростанции, якобы все рычаги контроля режима стока воды перейдут в наши руки, или России. Ну, пока они точно не знают. У них есть такого рода опасения. Да, кстати, вы правильно подмечаете, тут может быть и политическая сторона, - говорит председатель комитета Жогорку Кенеша по топливно-энергетическому комплексу Кожобек Рыспаев.
В правительстве еще раз напоминают, что двери для обсуждения водно-энергетических вопросов открыты и для Узбекистана, и для Казахстана. - Их беспокоит то, что именно РФ, РК, РУ и КР решают эти вопросы. Узбекская сторона, видимо, хочет, чтобы были еще участники со стороны, международное сообщество - страны, не граничащие с нашим регионом. Мы тоже не понимаем. Нам не нужны посредники в решении этого вопроса, - говорит вице-премьер-министр по экономике и инвестициям Тайырбек Сарпашев.
Специалисты говорят, что, так как Кыргызстан не является подписантом упомянутых ооновских конвенций, он не обязан их соблюдать, но он исходя из добрососедских отношений, готов обсуждать вопрос, но для этого нужно встречаться и проводить дискуссии.
Текст: Канат Каниметов, Тимур Сыдыгалиев, Общественный Первый канал.
Обсудим?
Смотрите также: