Главная » Новости » Экономика » Россия борется с "серым" импортом. Товары кыргызских швейников застряли на границе
Экономика

Россия борется с "серым" импортом. Товары кыргызских швейников застряли на границе

С начала октября в российских СМИ начали появляться сообщения о растущем количестве грузовиков на казахстанской границе. К середине месяца их количество достигло 7 тысяч, и они скапливались не только на пунктах пропуска, но и на подъездных путях.

По информации Министерства транспорта Казахстана, это связано с ужесточением контроля со стороны России. В частности, увеличилось время проверки грузов, а также введены дополнительные меры по проверке документации и соблюдению санитарных норм.

Kaktus.media изучил ситуацию и возможные пути ее решения. Оказалось, что даже наличие всех необходимых документов не всегда гарантирует беспечное прохождение границы и своевременную доставку грузов.

Конфликт "белого" и "серого" импорта

Керимбек уулу Азамат, предприниматель, сообщил, что ужесточение проверок началось чуть больше месяца назад, когда таможня России активизировала борьбу с "серым" импортом. Основные меры направлены на товары, поступающие из Китая и Турции, но и кыргызская продукция попадает под пристальное внимание.

"Ранее товары из Китая могли ввозиться в Россию под видом кыргызских. Теперь это невозможно. Приведу пример: в одной фуре может находиться 400 мешков с легкой промышленностью, из которых 200-300 могут быть произведены в Кыргызстане, а остальные — китайские. Некоторые транспортные компании использовали такие схемы, оформляя весь товар как произведенный в Кыргызстане", — рассказал Азамат Керимбек уулу.

По его словам, проверки со стороны таможни России раньше были редкостью, но в этом году все изменилось: сотрудники таможни стали более внимательными, проверка документов и маркировки товаров теперь обязательна. Мобильные группы могут остановить машину даже после прохождения границы для выборочной проверки. В случае выявления несоответствий товары конфискуются, а компаниям налагаются штрафы.

"Транспортные компании теперь боятся пересекать границу. Хотя она и открыта, многие фуры не заезжают, потому что у кого-то нет документов или товар не соответствует заявленному", — отметил он.

Ситуация привела к тому, что часть машин возвращается обратно, а некоторые пересортировывают товар прямо у границы. Пострадают из-за этого и те, кто работает легально.

Азамат Керимбек уулу добавил, что многие швейники не хотят легализоваться, хотя крупные цеха работают официально, платят налоги и имеют все необходимые документы. "Я сам работаю легально, но сейчас, если мой груз попадет рядом с контрафактным товаром, могут возникнуть проблемы и у меня. Поэтому всем нашим швейникам следует зарегистрироваться и платить налоги", — заключил он.

Внутренний НДС и его последствия

Максатбек Абдижалилов, директор логистической компании, которая занимается перевозкой кыргызской продукции в Россию, отметил, что проблема не только в нежелании швейников работать легально. Даже официальные компании могут столкнуться с трудностями. "При ввозе товаров в Россию необходимо оплачивать внутренний НДС, который должен выплачивать не наш бизнес, а получатели грузов. Это создает сложности", — рассказал он.

Также необходимо учитывать, что маркировка товаров должна соответствовать нормам "Честного знака", как это предусмотрено законом.

Максатбек Абдижалилов добавил, что никто не может заставить бизнесменов заплатить налог заранее. Поэтому фуры с товарами проверяются более тщательно, что приводит к задержкам. "Одна машина может находиться на складе временного хранения до 10 дней, а если очередь большая, то задержка может составить до трех месяцев", — пояснил он.

Когда очередь доходит до вашей машины, ваш товар может стать неактуальным, так как сезон закончится.

"Все наши клиенты работают легально, но мы также страдаем от ситуации. Некоторые предприниматели утверждают, что Россия ввела новые налоги, но это не так. Эти налоги существовали и раньше, просто долгое время РФ закрывала глаза на нарушения. Теперь правительство хочет, чтобы все начали выполнять свои налоговые обязательства", — подчеркнул он.

Временные меры и их последствия

Чтобы улучшить ситуацию, президент России подписал указ, который позволяет до 10 декабря 2025 года ввозить товары из Кыргызстана и Казахстана без документов, подтверждающих статус товаров ЕАЭС, а также без маркировки. Однако существуют условия:

товар должен ввозиться для российского юридического лица;перевозчик должен иметь уведомление от получателя о необходимости задекларировать товар;получатель обязан уведомить о намерении промаркировать товары;декларирование должно быть завершено до 27 декабря 2025 года.Однако указ не касается ряда товаров, включая агропродовольственную продукцию, животные, мясо, рыбу, молоко и прочее. Все они подлежат строгому контролю.

Тем не менее, это не решает основную проблему. В декабре, когда истечет срок действия указа, ситуация может ухудшиться, так как в это время начнется перевозка предновогодних товаров, и швейная отрасль снова окажется в сложной ситуации.

"Как заставить получателя заплатить внутренний НДС? Никак. Если кто-то в цепочке не выполняет свои обязательства, страдают все. Даже если у нас все документы в порядке, риски остаются," — сообщили представители логистических компаний.
Читайте также:
Продолжая просматривать сайт time.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК