Создать аккаунт
Главная » Последние новости » Ученые узнали, как «красные гейзеры» черных дыр убивают галактики

Ученые узнали, как «красные гейзеры» черных дыр убивают галактики

567

Ученые узнали, как «красные гейзеры» черных дыр убивают галактики

Астрофизики выяснили, как на самом деле формируются и расширяются черные дыры.

Гигантские черные дыры, расположенные в центре большинства крупных галактик, оказывают влияние на их эволюцию и останавливают звездообразование — к такому выводу пришла группа ученых, ведущих Слоановский цифровой обзор неба (SDSS). Результаты работы опубликованы в журнале Nature, выдержки приводит "Газета.ру".

Сравнительно недавно исследователи получили доказательства того, что иногда черная дыра в центре может оказывать влияние на жизнь звезд во всей галактике, а не только в ближайших окрестностях. Но как часто это происходит и является ли это неизбежной стадией эволюции любой нормальной галактики, пока не ясно. В своей работе ученые рассмотрели несколько галактик, исследованных командой обзора близких галактик MaNGA (Mapping Nearby Galaxies at Apache Point Observatory). Этот проект по обзору 10 тыс. галактик был запущен в 2014 году международной коллаборацией астрономов из 34 университетов и научных центров. Он стал частью самого крупного в истории обзора трехмерной структуры Вселенной SDSS-IV.

В своей работе астрономы обнаружили достаточно крупные галактики, находящиеся на пассивной стадии эволюции (так называемые «красные и пассивные»), в которых не рождаются звезды и отсутствует газ. В них панорамная спектроскопия позволила увидеть потоки разогретого газа, которые в виде широких конусов бьют из центров этих галактик.

Прототипом подобных объектов стала пара галактик, которой астрономы из MaNGA дали собственные имена – Акира и Тецуо (в честь героев японских комиксов-манга «Акира»). Тецуо – маломассивный компонент Акиры. Ученые заметили, что холодный газ из галактики-спутника падает на пассивную, в плане звездообразования, основную галактику, центральная сверхмассивная черная дыра которой разогревает его и выбрасывает обратно в межгалактическое пространство.

Авторы называют данный эффект «красным гейзером» и предполагают, что он может быть не экзотическим, а одним из типичных механизмов, регулирующих приток и отток газа, а главное – подавляющих звездообразование в галактиках.