Информационно аналитический портал «ВРЕМЯ.KG» / XXI век: новые открытия затонувших памятников Иссык-Куля и проблемы их охраны

XXI век: новые открытия затонувших памятников Иссык-Куля и проблемы их охраны



XXI век: новые открытия затонувших памятников Иссык-Куля и проблемы их охраны

В.В. Плоских,
зам. руководителя
иссык-кульской
историко-археологической экспедиции.


XXI век: новые открытия затонувших памятников Иссык-Куля и проблемы их охраны

«Око Центральной Азии», Иссык-Куль, представляет собой не только здравницу Кыргызстана и место паломничества тысяч туристов. Это еще и знаменитый на весь мир заповедник затонувших памятников старины. Будет ли он спасен от разграбления или бесценные артефакты станут добычей «черных археологов»?..
Возраст некоторых из иссык-кульских сокровищ превышает три тысячи лет. О том стало известно с середины XIX века, благодаря исследованиям российского путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Первые, увы, безуспешные попытки исследовать дно озера краеведы предпринимали в конце позапрошлого столетия. Для проведения экспедиций археологи даже построили специальный баркас и заказывали водолазное снаряжения из Кронштадта. «Кыргызская жемчужина» упрямо отказывалась открывать свои тайны ученым.
Первый успех в изучении затонувших артефактов Иссык-Куля пришелся на период с 1958 по 1960 годов. Группа исследователей, во главе с сотрудником Института истории Академии наук СССР Д.П. Винником произвела ряд бесценных находок. Руководитель изысканий опубликовал по этому поводу три научных статьи. Спустя почти четверть века археологов ждало новое открытие: в 1985-м экспедиция, с участием тогдашних кандидата исторических наук В.П. (????) и доктора исторических наук В.М. Плоских обнаружила под водой в Тюпском заливе следы столицы кочевой державы усуней – город Чигу, опубликовав о том в 1988 году книгу «Иссык-Куль. Затонувшие города».

Продолжить свои исследования ученые смогли лишь после двадцатилетнего перерыва, - сначала благодаря проведению студенческой практики Кыргызско-Российского Славянского университета. Затем состав участников экспедиций расширился, не без участия Национальной академии наук Кыргызской Республики и Конфедерации подводного плавания России. Интересной особенностью всех подобных поездок, которые вскоре стали ежегодными, стало то, что они проводятся исключительно на пожертвования спонсоров не занимают бюджетных средств. Сейчас на счету археологов числится более двух десятков открытий затонувших объектов – античных и средневековых городищ и курганов. Благодаря изысканиям, музейные коллекции страны пополнились сотнями новых археологических артефактов. Этого и следовало ожидать, поскольку Дело в том, что Иссык-Куль имеет многотысячелетнюю интересную историю. За это время одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя потомкам памятники материальной и духовной культуры. Часть из них оказалась под водой, на дне озера, которое, по наблюдению ученых, как будто «дышит» - пульсирует, то повышая свой уровень, то снижая. И причину такой трансгрессии и регрессии ученые до сих пор не могут выявить: они составляют частицу той тайны природы, которую еще предстоит раскрыть.
Руины древних поселений в прибрежных водах Иссык-Куля известны давно. Но ни один из серьезных источников прошлых столетий не мог объяснить историю появления и разрушения древних строений, оказавшихся на дне озера. Лишь многочисленные легенды, китайские летописи да арабские дорожники что-то проясняют, но и еще более будоражат воображение.
В прибрежных водах Дархана и Сару экспедицией были обнаружены бронзовый кинжал-акинак и бронзовый жертвенный котелок сакского времени. Ранее археологи находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвенные столики, украшенные бронзовыми фигурками зверей. На побережье современного села Барсхан были найдены бронзовые бляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), а под водой - бронзовые акинаки, горшочек, круглодонный керамический кувшин.
В заливе Кара-Ой на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м подняли со дна два больших бронзовых жертвенных котла прекрасной сохранности. На боках котлов и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато- желтого. Зеленовато-бирюзовых окислов практически не было. Как были припаяны или приварены ручки котлов в то время, остается загадкой.
Уникальной находкой оказался найденный на дне озера у села Кара-Ой бронзовый псалий - часть конской узды. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, обращенных в разные стороны, челюсти хищников неестественно вытянуты, их расти раскрыты, а челюсти неестественно вытянуты и соединены стилизованными зубами по канонам сакского «звериного» стиля.
Со дна подняты сакские кинжалы-акинаки, ножи, серпы - оружие и орудия труда (V-IV вв. до н.э.). Это время ряда кочевых государств Центральной Азии - гуннской империи, государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.
Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля в совокупности с другими показателями свидетельствует о местном производстве предметов.
Находки подтверждают распространение металлургии и бронзового литья среди кочевников I тыс. до н.э., свидетельствуют о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие кочевой и полукочевой образ хозяйствования и бытования.
Сенсацией оказались поднятые со дна озера золотой проволочный брусок (предшественник денег), золотые серьги и другие украшения.
Последние археологические находки вызывают вопрос о наличии на Иссык- Куле городов-поселений античного времени с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной культурой и верованиями. Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля и позже был затоплен. Особое значение имеют многочисленные каменные зернотерки, связанные, как показали тра- сологические оценки, с металлургией.
Известный российский археолог, проф. В.М. Массон, ознакомившись с находками, заключил: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются раннекочевнические удила, псалии и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г. Ф. Коробковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по погребальным памятникам».
В полевой сезон 1985 г. на дне Тюпского залива впервые были обнаружены следы крупного античного городища. Находки каменные и бронзовых орудий труда, земледельческой культуры и опорных ступ зданий свидетельствовали: городище существовало на рубеже до нашей и нашей эры.
Дальнейшие находки подтвердили гипотезу о столице усуньского государства г. Чигу, упоминаемом в древнекитайских летописях.
Отождествление затонувшего городища с Чигу позволило установить многие ранее неизвестные факты: что -
- Чигу не был основан какими-либо иноземцами во II в. до н.э., как представлено в некоторых трудах современных ученых. Жизнь на городище документируется археологическими находками на 500 лет раньше первого упоминания в письменных источниках;
- Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев;
- Культура оседлого населения Прииссыккулья была тесно связана с культурой древней Давани (Ферганы).
Многолетние экспедиционные разведки показали, что на дне озера Иссык-Куль находятся памятники всех эпох - от античности до средневековья, основной религий - буддизма, христианства, ислама, даже каменные памятники с письменами. На дне озера предполагается и нахождение армянского христианского монастыря, у стен ко¬торого якобы покоятся мощи св. Матфея, Апостола и Евангелиста (источник - Ката¬ланский атлас 1375 г.).
Историко-археологические исследования затонувших памятников продолжа¬ются. Заинтересованность в них уже проявили австрийские ученые и знаменитое Американское Географическое Общество.
Христианские мотивы в получили как бы новое развитие в исследованиях Иссык-Кульской экспедиции. Речь конкретно идет об армянском христианском монастыре, отмеченном на Каталанской карте 1375 г., что было несомненно известно Ю.Н. Рерих.
На карте было изображено здание. Пояснение гласило: «Это место называется Ysicol. В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся останки святого Апостола и Евангелиста Матфея».
Это в свое время заинтересовало русского путешественника П.П. Семенова- Тян-Шанского, который в середине XIX в. побывал на Иссык-Куле, но монастыря, и его следов не нашел, высказав предположение, что он мог быть затоплен водами озера, а самым удобным местом его расположения могла быть Курментинская бухта (у современного населенного пункта Ак-Булун).
В 2002 г. митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир выпустил книгу «Земля потомков патриарха Тюрка», обобщив все теологические свидетельства о христианстве на территории современного Кыргызстана, в том числе и на Иссык- Куле. В ней он пишет: «...на киргизский земле нашло упокоение нетленное тело святого Апостола и Евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Оттуда, по-видимому, ещё во II или III веке бежавшими от древнеримских гонений христианами честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианский мир узнал о её местонахождении... Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера».
Комплексная" занялась и
поисками исчезнувшего монастыря.
Археологические артефакты, собранные на городище и в окрестностях Курментов: несколько бронзовых крестиков и перстень со свастикой, серебряный перстень с арабской надписью, бронзовый браслет с орнаментом, серебряная амулетница с узором, выполненным по технологии скани в виде четырех крестиков, коллекция изображений на надмогильных памятниках-кайраках и керамике косвенно свидетельствовало, что монастырь действительно мог располагаться именно здесь.
С глубины 5-7 м подняты большой фрагмент керамического сосуда с изображением «Звезды Давида»,^цельный керамический сосуд с процарапанной шестигранной звездой на боку, намогильные камни со знаком креста. Со дна подняли фрагменты сильно окислившихся бронзовых зеркал, бронзовые нашивки тюркского пояса (даже с арабской надписью «баракат». - «благословление»).
собранные и обработанные археологические материалы христианского |толка позволили конкретно подойти к проблеме армянского монастыря на Иссык- Куле. Армяно-сирийская надпись на кайраке из Пишпека подтверждает данные Каталанской карты. Ценный источник - это надпись на могильном памятнике - билингвическая эпитафия, датируемая 1323 годом. Эпитафия обнаружена на Пишпекском кладбище, составлена она по случаю смерти армянского епископа Иоанна (Ованнеса) и увековечивает память о нем на двух языках - армянском и сирийском. Это обстоятельство дает основание полагать, что в этих краях существовала армянская колония. В сирийско-несторианских надписях встречаются и имена в армянской форме (например, Погос).
Но только стационарные археологические экспедиции, фундаментальные исторические исследования позволят решить те загадки, которые оставило нам прошлое, подтвердить те гипотезы, которые ученые выдвинули сегодня на основе разведочных работ и эпизодических локальных исследованиях. - работы продолжаются.
Но, к сожалению, подчас многолетнюю кропотливую работу исследователей перечеркивает равнодушие иных представителей власти к истории своей страны. Порой просто диву даешься, что отдельные памятники еще сохранились. Причем, произошло это вопреки их природному разрушению и хищнической деятельности «черных археологов». Удивляет преступное отношение к культурному наследию не только ряда правительственных чиновников, но и отдельных представителей местной власти, да и самих проживающих близ городища сельчан. Другая категория разрушителей нашей истории – всякого рода туристы-авантюристы, любители дармового антиквариата. Одни не следят за сохранением предметов седой старины, а другие их активно уничтожают, - пользуясь своей безнаказанностью. А все потому, что замечательный по своему содержанию Закон Кыргызской Республики «Об охране и использовании памятников истории» существует только на бумаге. Копатели могил, не имея на то никакой санкции, бесконтрольно грабят курганы. Притом используются все достижения техники, вплоть до суперсовременных металлоискателей, способных обнаруживать на большой глубине предметы из железа и цветных металлов.
По меньшей мере, равнодушное отношение к прошлому своего народа проявляют некоторые руководители местных айыл окмоту. Эти, с позволения сказать, «рачительные хозяева» отдали фермерам под пашню территорию той части городища, которую не поглотили воды Иссык-Куля. Обычно плуг тракториста поднимает слой грунта глубиной до одного метра. Именно на таком расстоянии от поверхности находятся предметы древнего поселения. Вспахать место археологических раскопок, - значит стереть границу локализации мест захоронений. Заново ее определить чрезвычайно сложно. В итоге нужно как минимум, поднять гектары почвы, на что требуется немало средств. Другой способ – методично рыть ямы – шурфы, вслепую ища скрытые под землей артефакты, на что уйдет неимоверная уйма времени и, опять же, средств…




Получается, немалая часть древнего города исчезла, отданная на откуп современным манкуртам. Одна надежда на водолазов, - что они все же смогут приоткрыть тайны, бережно сохраненные водами Иссык-Куля.

Бесплодные, но громкие обещания некоторых руководителей сохранить культурное наследие седой старины невольно заставляют вспомнить Манкурта. Чтобы не походить на этого айтматовского персонажа, нам, очевидно, нужен конкретный государственный либо президентский проект, - как, например, в Казахстане. Там воплощение мер по сохранению отечественной истории обеспечена щедрыми грантами и бюджетным финансированием. А работой укомплектованных опытными специалистами команд историков и археологов руководят не госчиновники, а истинные знатоки своего дела. Спросите, откуда привлечь средства? Спонсоры есть. Например, «Кумтор оперейтинг компани». Несколько лет назад она профинансировала экспедиции историков Юнусалиева и Табалдиева. Чтобы привлечь возможных меценатов, прежде всего, необходим интерес к их деятельности общественности и государства. А еще, думается, следует быть внимательнее к красочным народным легендам об Иссык-Куле. В них содержится не только народная мудрость, но и крупицы достоверной информации. Надо лишь суметь увязать предания с научным знанием.

XXI век: новые открытия затонувших памятников Иссык-Куля и проблемы их охраны
строение на дне озера Иссык-Куль

14-02-2012, 22:50
Вернуться назад