Артур Медетбеков: О военной хунте в Киргизии речи не идет
Киргизские силовики устали от хаоса в стране и решили сами претендовать на власть. Лидер партии отставных чекистов Киргизии рассказал о претензиях на власть в республике. «Участники беспорядков отобрали у силовиков огромное количество оружия, боеприпасов и даже военной техники», – рассказал один из руководителей Общевоинского союза Киргизии, лидер ветеранов группы «Альфа» Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Артур Медетбеков. Он рассказал, почему отставные силовики решили объединиться и сами идти во власть.
В созданном в конце июня Общевоинском союзе (ОВС) Киргизии не исключают, что могут выдвинуть своего представителя кандидатом на выборах президента страны, намеченных на осень этого года.
«Русский язык позволяет нам интегрироваться в мировое пространство, а сотни тысяч наших сограждан трудятся на просторах России».
«Мы, ветераны спецслужб, правоохранительных органов и силовых структур, намерены бороться за политическую власть», – заявил «Интерфаксу» один из руководителей ОВС Артур Медетбеков. По его словам, с этой целью отставные военные и сотрудники правоохранительных органов республики и создали Общевоинский союз.
ОВС может выставить своего кандидата на предстоящих этой осенью президентских выборах или поддержать какого-либо претендента, сообщили представители организации. «Мы намерены мирными политическими методами требовать у правительства и президента, чтобы в будущем и настоящем офицеры и солдаты не были игрушками в политических интригах отдельных политиканов», – отметил Медетбеков.
Кроме того, в руководстве ОВС намерены потребовать от парламента внесения поправок в ряд законов, чтобы не допустить вновь использования вооруженных сил против населения республики.
В интервью газете Артур Медетбеков заявил о том, что нынешние власти добились только деморализации всех силовых структур и теперь ситуацию в стране бывшие чекисты и военные намерены исправить сами.
- Артур Капарович, чем вызвана такая консолидация силовиков? Почему вы не примкнули к уже действующим политическим силам?
Артур Медетбеков: Хочу отметить, что наш союз не является партией. Подобное объединение – пока единственное в Центральной Азии. В него вошли десять общественных объединений силовых структур, а также общественные деятели. Впрочем, и они являются или правозащитниками, или отставными служаками. Создание союза связано с политической и социально-экономической ситуацией в Киргизии. Считаем, что наша хата не должна быть с краю. Для нас очень важно, чтобы военнослужащие не стали игрушкой в руках политиков, чтобы мы служили Отечеству, а не отдельным чиновникам.
- На ваше решение объединиться как-то повлиял суд, который идет сейчас над вашими коллегами по «Альфе», над офицерами Службы госохраны. Как известно, их обвиняют в «массовом расстреле мирных демонстрантов» во время смены власти 7 апреля 2010 года.
А. М.: Конечно. Если баллистическая экспертиза оружия подсудимых показывает, что из оружия военных в убитых и раненых не было произведено ни одного выстрела, как можно относиться к судебному процессу? Мы будем добиваться справедливости.
Политики сделали из военных крайних, противопоставив их населению. В результате власти добились только деморализации всех силовых структур. Трагическими последствиями решений стали события на этнической почве между киргизами и курдами на окраине столицы, беспорядки в мае 2010 года и, конечно, межэтнический конфликт в июне, который унес почти пять сотен жизней. Участники беспорядков отобрали огромное количество оружия, боеприпасов и даже военной техники у силовиков. На это нельзя смотреть равнодушно. Наш союз приложит усилия для соблюдения законности в стране, где больше года не прекращается бардак.
- А что вы можете сделать? Вы же не будете действовать с ружьями наперевес?
А. М.: О военной хунте или каком-нибудь перевороте речи не идет: военные – самые мирные люди, прошедшие через огонь. Третьей революции Киргизия уже не переживет и просто развалится. В нашей стране только гражданские устраивают беспорядки.
Мы будем руководствовать только законными методами – участвовать в общественно-политической жизни. Как общественная организация мы можем выявлять проблемные вопросы в государстве, особенно связанные с национальной безопасностью, давать экспертные заключения, предлагать решения для действующей власти и реализовывать меры для обеспечения стабильности, а также инициировать реформы.
Если стране будет грозить опасность, то, конечно, намерены бросить все силы на ее устранение. Во время прошлогоднего межэтнического конфликта на юге Киргизии, не имея права применять оружия, ветераны из общественных организаций и сотрудники запаса активно участвовали в стабилизации ситуации.
Также наша задача – поддержка сотрудников силовых структур, которых незаконно уволили, осудили, сделав разменной монетой в политической игре. Важно законно и справедливо довести до конца судебный процесс по 7 апреля и разобраться с виновными в июньских беспорядках.
- Вы участвовали в парламентских выборах прошлой осенью от имени Народно-демократической партии Киргизии и с разгромным счетом проиграли. Судя по созданию союза, у вас все-таки сохраняются политические амбиции... Можно ли вас назвать оппозиционным движением?
А. М.: Мы будем реализовывать поставленные цели и задачи. Но надо признать, что в стране де-факто нет власти, порядка и дисциплины, когда люди чувствуют себя в безопасности. Количество преступлений, совершенных в общественных местах в 2011 году, в сотню раз превышает уровень 2009 года. У правительства нет четкой стратегии развития, властями не проводятся кардинальные реформы.
- Вы лично или кто-то из ваших сторонников готовы участвовать в президентских выборах, намеченных на 30 октября?
А. М.: Члены союза – люди с разными политическими предпочтениями, которые будут поддерживать разных претендентов на президентский пост. Пока мы сконцентрированы на других интересах. Время покажет, будем ли вы поддерживать какого-то определенного кандидата, но его еще не определили.
- Ваши прогнозы по выборам?
А. М.: Предполагаю, что без второго тура не обойдется. И на финише окажутся представители, поделенные по региональному или клановому признаку. Если будут активно применяться административный ресурс и подкуп избирателей, то общество может расколоться на части, возникнут очаги напряжения. Локальными стычками могут воспользоваться сепаратисты, религиозные экстремисты и силы, заинтересованные в постоянной дестабилизации обстановки в Киргизии. Надеюсь, что после прошлогоднего урока люди сами не допустят эскалации какого-нибудь конфликта.
- Киргизские политики часто приезжают в поиске поддержки в Россию. А кого вы считаете стратегическим партнером?
А. М.: Кажется, наши политики чаще выдают желаемое за действительное, когда после визитов в Москву говорят о поддержке президента или премьер-министра РФ. Киргизия находится в центре геополитических интересов, поэтому для нас важно отстаивание национальных интересов. Мы не намерены заниматься только вопросами внутренней политики.
Россия, безусловно, является стратегическим партнером для нашей страны. Все-таки члены нашего объединения – выходцы из СССР, служившие в советской армии на всем огромном пространстве Союза. Важно помнить, что русский язык позволяет нам интегрироваться в мировое пространство, а сотни тысяч наших сограждан трудятся на просторах России.
- Как вы относитесь к наличию американской и российской военных баз на территории Киргизии?
А. М.: Могу ответить только от себя. Пока существуют угрозы терроризма и угрозы на внешних границах, наличие обеих баз оправданно.
Для справки:
Артур Медетбеков – генерал-майор ГКНБ, лидер Народно-демократической партии, президент общественного объединения ветеранов «Альфа-Антитеррор». С 1998 года – начальник спецподразделения «Альфа» СНБ КР, в 1999 году руководил действиями «Альфы» во время баткенских боев, когда спецназ отражал нападение на территорию Киргизии отряда боевиков, прорвавшихся из Афганистана.
В 2005–2006 годах возглавлял Службу государственной охраны КР, после стал заместителем председателя Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ), занимал этот пост до 2008 года.
После смены власти в Киргизии в апреле 2010 года по предложению временного правительства страны поехал в родовое село Курманбека Бакиева, где укрывался бывший глава государства со своими родственниками, для переговоров с ним. Во время июньских массовых беспорядков на юге Киргизии вместе с ветеранами силовых структур занимался оказанием помощи пострадавшим.
Источник: Взгляд
Обсудим?
Смотрите также: