Мануйлова Ольга Максимилиановна



Равнодушие ей было чуждо…


Мануйлова Ольга Максимилиановна – скульптор, народный художник Киргизской ССР.
Кыргызстан стал второй родиной Ольги Максимилиановны. Приехала она в республику в 1939 году по приглашению правительства для работы над памятником великому народному акыну Токтогулу Сатылганову в г. Фрунзе – столице республики. Для того чтобы создать образ акына, художнику необходимо было изучить культуру и быт народа, его прошлое, познакомиться с современниками акына, его учениками.
С грузом пластилина и блокнотами для рисования, на лошадях и телегах Ольга Максимилиановна, 46-летняя женщина, отправляется в родные места Токтогула. Гидом, помощником и переводчиком был молодой поэт Темиркул Уметалиев, впоследствии ставший близким другом семьи Мануйловых. И вот наконец родной поселок Токтогула – Мазар-Сай, расположенный в красивейшей местности Кыргызстана.
И с тех пор О.М. Мануйлова не оставляла республику. Она полюбила на всю жизнь прозрачное голубое небо, серебряный блеск снежных вершин горной страны и душу ее древнейшего народа.
Ольга Максимилиановна Мануйлова родилась в 1893 г. 30 октября в Нижнем Новгороде. Она всегда говорила, что в ней течет вода Волги, и очень гордилась этим.
Отец ее Максимилиан Петрович Тихомиров – врач-терапевт, впоследствии генерал медицинской службы. Мать – Варвара Александровна имела гимназическое образование, владела французским и немецким языками. Она всю жизнь занималась воспитанием детей и внуков и вела домашнее хозяйство.
Некоторое время семья Тихомировых жила в Берлине, Париже, Швейцарии, Италии. Раннее детство Ольга Тихомирова всегда вспоминала с благодарностью к родителям, так как в доме царила удивительная атмосфера любви, благополучия, культуры, внимания к детям. До 10–12 лет дети получали домашнее образование: гувернантки обучали языкам, математикой и географией занимался отец, литературой и русской словесностью – мать. Обучали детей музыке, рисованию, лепке. Отец играл на виолончели, мать хорошо пела – дома нередко устраивали семейные концерты.
Огромная библиотека собиралась всей семьей, кроме того, выписывались журналы по этнографии, литературе, истории религий. Уже несколько поколений семьи Тихомировых увлекались географией и путешествиями, почти в каждой комнате на стенах висели карты, а на специальных столиках стояли глобусы.
В 1907 г., когда Ольге уже исполнилось 13 лет, отец получил назначение в Среднюю Азию, сначала в Самарканд, затем в Ташкент. Здесь дети стали учиться в гимназиях. После окончания женской гимназии Ольга еще год училась по программе мужской гимназии, так как с аттестатом об окончании женской в высшее учебное заведение не принимали. Курсы при мужской гимназии она окончила с золотой медалью.
Свою будущую профессию Ольга Тихомирова очень долго выбирала: сначала хотела быть писателем и потому все события, происходящие с нею, она записывала в специальный дневник; потом ее стала привлекать природа, и она собирает гербарии, восхищаясь каждым листочком или цветком. Ее всегда завораживали горы, солнце и луна.
Но… с самого детства она неизменно увлекалась рисунком и лепкой. И в 1913 году, когда Ольге исполнилось двадцать лет, для учебы в вузе она отправляется в Германию. И здесь, в Мюнхене, поступила в частную художественную студию, где студенты-немцы называли ее «мадемуазель Самарканд».
Жила Ольга в пансионе самостоятельно. Купила велосипед и на нем объездила всю Германию и даже побывала в Париже, главным образом для того, чтобы изучить собрания Лувра.
Когда началась война, Ольга Максимилиановна вернулась в Москву и поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс скульптора С.М. Волнухина.
Училась она вместе с известными впоследствии скульпторами и живописцами А.А. Пластовым, А.М. Герасимовым, А.А. Мануйловым (будущим ее супругом), В.В. Машковым. Их учителями и наставниками были К.А. Коровин, Л.О. Пастернак, Н.А. Касаткин, С.М. Волнухин. В этом же училище учился и В.В. Маяковский, но его вскоре отчислили. Не очень часто встречалась Ольга с В. Маяковским, но его призыв: «Не будьте равнодушными!» стал девизом всей ее жизни.
А в это время шла Первая мировая война. Студентка художественного училища проходит курсы сестер милосердия, ухаживает в лазаретах за ранеными солдатами, а после добровольно отправляется в глухую деревню, чтобы как-то помочь крестьянским детям-сиротам.
Во время каникул 1915–1916 гг. Ольга работала воспитателем детей-сирот. Комитет помощи детям-сиротам возглавляла Екатерина Павловна Пешкова – жена А.М. Горького…
В Москве Ольга Максимилиановна и Аполлон Александрович работали декораторами в художественном театре у К.С. Станиславского. В 1917 г. она выходит замуж за Аполлона Александровича Мануйлова и переходит на его фамилию.
Всю жизнь эти два замечательных мастера прожили рядом, преодолевая вместе все невзгоды. Они были верны друг другу и своему творчеству. Были очень красивы и нередко позировали друг другу, когда этого требовали обстоятельства. До 1920 г. молодая семья скульпторов жила в Москве, где испытала все тяготы жизни: голод, холод, разруху. Решили ехать в «Ташкент – город хлебный», где отец Ольги Максимилиановны служил главным медицинским инспектором Туркестанского военного округа.
В далекую теплую Среднюю Азию выехали в начале января 1920 г., но только в мае, то есть через пять месяцев, наконец-то прибыли в Ташкент. Их первенцу, дочери Марине, был всего один год и один месяц. В дороге кашу для нее Ольга Максимилиановна готовила на каких-то горелочках. Аполлон Александрович три раза переболел тифом: брюшным, сыпным и возвратным. Надо сказать, в этот год свирепствовал брюшной и сыпной тиф, и уберечься от него, особенно странствующим по огромной стране в поисках тепла и сносной пищи, было невозможно, потому что голод, грязь, педикулез были, к сожалению, обычным явлением. Для лечения Аполлона Александровича пришлось делать долгие остановки.
С огромным трудом доехали до Оренбурга. И здесь на имя Мануйловых приходит телеграмма от М.В. Фрунзе, где говорится, что надо «помочь семье художников Мануйловых продовольствием, хорошим пайком». Как вспоминала дочь Ольги Максимилиановны Марина Аполлоновна: «Для моих родителей так и осталось загадкой – кто за них хлопотал и почему Фрунзе решил им помочь?». И тем не менее продовольствие по телеграмме получили, немного окрепли и поехали дальше…
В Ташкенте Ольга Максимилиановна и Аполлон Александрович стали преподавать в узбекских школах. За частные уроки – плата фруктами и овощами. Работали еще в трудовой школе по типу школ А. Макаренко, основанной педагогом В.Н. Лубенцовым для детей-сирот. Мануйловы в школе преподавали разные предметы, устроили для детей кукольный театр, сами шили костюмы, куклы, оформляли «сцену» и с удовольствием вместе с детьми работали на земельном участке, который был хорошим подспорьем, так как «подкармливал» и детей, и педагогов.
В 1922 г., переболев трижды тифом и пережив тяготы Гражданской войны, Аполлон Александрович заболел туберкулезом легких и вынужден был выехать обратно в Москву, где врачи рекомендовали ему курортное лечение в Крыму. Вся семья Тихомировых и Мануйловых поддержала решение врачей. Аполлон Александрович жил в Крыму безвыездно три года. Ольга Максимилиановна теперь уже с двумя детьми некоторое время оставалась в Ташкенте. Осенью 1923 г. вся семья Тихомировых и Мануйловых из Ташкента переехала снова в Москву, чтобы чаще навещать в Крыму Аполлона Александровича. В декабре того же года Ольга Максимилиановна вместе с детьми переезжает в Крым. Таким образом, семья наконец-то воссоединилась вновь.
Надо сказать, что все эти годы в Москве, в Ташкенте и теперь в Крыму она постоянно работала, и почти всегда не по специальности. Но… чтобы не потерять своих профессиональных навыков, они с мужем занимались лепкой и рисунком: здесь, в Крыму, они давали частные уроки детям зажиточных татар. Ольга Максимилиановна овладела навыками медицинской сестры и однажды приняла даже роды.
В Крыму Мануйловы арендовали на несколько лет дом в Гаспре. Рядом находился дворец Паниной – двухбашенное здание, построенное в ложноготическом стиле. А вокруг дворца – великолепный парк, «сбегающий» к морю. В 1901–1902 гг. здесь отдыхал и лечился Л.Н. Толстой. Мне посчастливилось в 1972 г. с пятилетней дочерью Светой отдыхать в этом санатории. Разумеется, жилые корпуса располагались рядом с дворцом. Но нам показывали комнату во дворце, где жил и писал свою известную повесть «Хаджи Мурат» великий писатель. Вид, открывающийся из окна на гору Ашук, вдохновлял его на это произведение.
Места, надо сказать, замечательные: чистые, свободные и вдохновляющие на многое, возвышенное и радостное. А в море, недалеко от берега, – «Русалочка». Интересно, чье это творение? Думается, что Ольгу Максимилиановну в редкие минуты отдыха волновала эта «Русалочка», как бы выплывающая из волн морских и ожидающая чего-то.
А в те годы, когда здесь жили Мануйловы, во дворце обосновался Дом ученых – ЦКУБУ – центральный клуб улучшения быта ученых. Это был культурный центр всего Крыма: здесь в разные годы отдыхали Д. Шостакович, В. Вересаев, О.Ю. Шмидт, Л. Орлова и многие другие ученые, артисты.
Ольга Максимилиановна работала библиотекарем в огромной библиотеке и была постоянной и активной участницей всех концертов, спектаклей и даже шахматных туров и тенниса. В какой-то греческой драме выступила в роли Афины, исполнение которой совершенно очаровало Отто Юльевича Шмидта (1).
Впоследствии в Крыму, и именно в Гаспре, рядом с дворцом Паниной, Мануйловы бывали неоднократно. После Крыма начался ленинградский период жизни Ольги Максимилиановны. Здесь она вместе с Аполлоном Александровичем помогала брату Сергею Максимилиановичу оформлять карту Советского Союза к 10-летию плана ГОЭЛРО, которая потом выставлялась в одном из залов Зимнего дворца. Работали и в Адмиралтействе в мастерской по изготовлению маленьких моделей кораблей для музеев. Здесь родилась и окрепла любовь к мелкой скульптурной пластике. Несколько вещей было выполнено на государственном фарфоровом заводе в Ораниенбауме. У дочери Марины Аполлоновны до сих пор сохранилась маленькая фигурка «узбечки с тазиком». Надо же, в Ленинграде в далекие 20-е годы создаются творения на восточные мотивы!
В начале 30-х годов Ольга Максимилиановна жила и работала в Ясной Поляне. Еще в молодости она увлеклась философией Л.Н. Толстого, даже некогда была «толстовкой» – вегетарианкой. Дядя Ольги Максимилиановны – брат ее матери Мстислав Александрович Цявловский – являлся литературным директором этой мемориальной усадьбы. Он-то и предложил своей племяннице поработать здесь экскурсоводом, оказать помощь в скульптурном оформлении музея и пожить летом в усадьбе Ясная Поляна в маленьком отдельном домике бывшего садовника, а зимой в доме Волконских – отдельном старом флигеле.
Ольга Максимилиановна с присущими ей усердием и «жаром» сразу же принялась за изучение жизни Л.Н. Толстого, его семьи и быта старой усадьбы. Летом экскурсий было так много, что экскурсовод Ольга Максимилиановна возвращалась домой без голоса. Усадьба в то время еще сохраняла уклад графов Толстых. Даже Сергей Львович – старший сын писателя – только зимой жил в Москве, а с весны и до поздней осени – в главном Доме-музее, чувствуя себя полноправным хозяином Ясной Поляны.
Сергей Львович был композитором и хорошим пианистом и часто в большом зале музея организовывал концерты. Семья Мануйловых была активным участником концертов. Марина в это время прилично играла, и ей было разрешено пользоваться стареньким Blutner´om, на котором когда-то играл сам Лев Николаевич. Доверены были ей и ключи от шкафов с огромной библиотекой.
Ольга Максимилиановна в Ясной Поляне создала несколько скульптурных портретов: Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, группу «Девушка с теленком» для малого флигеля музея, бюст рабочего-литейщика для комбината «Косая гора» (рядом с Ясной Поляной) и другие, к сожалению, все они были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В Ясной Поляне фашисты были несколько месяцев и оставили после себя руины…
После Ясной Поляны снова Москва. Здесь вместе с Аполлоном Александровичем Ольга Максимилиановна наконец занимается своим любимым делом – скульптурой. Получены различные заказы на оформление зданий поликлиник и парковых территорий в санаториях на Кавказе – это и барельефы, и фигуры спортсменов, и фонтаны и т.д.
В 1930-е годы Ольга Максимилиановна получает большой заказ: сделать скульптурное оформление узбекского павильона для будущей сельскохозяйственной выставки – ВДНХ в Москве. Для сбора материала скульптор была командирована в Узбекистан. Объездив многие колхозы и районы, сделав зарисовки с натуры, она в срок сдала работу. Открытие скульптурных памятников с фонтанами «Каменный цветок» и «Дружба народов» сопровождалось большим триумфом. Вокруг фонтанов разместились павильоны всех республик. Узбекский павильон со скульптурами Ольги Максимилиановны «Бубнист», «Дударист», «Поливальщик» в то время был признан одним из лучших. Впоследствии при реконструкции ВДНХ павильон был переделан и скульптуры были утрачены. «Для нее это был страшный удар, она очень грустила о гибели этой хорошей скульптуры», – вспоминала дочь Марина Аполлоновна.
Весной 1939 г., во время I Декады киргизского искусства и литературы в Москве, Ольга Максимилиановна познакомилась с главным архитектором города Фрунзе Г.А. Градовым и узнала о том, что в Киргизии объявлен конкурс на проект памятника народному акыну Токтогулу. Скульптор с огромным энтузиазмом включилась в эту работу и все лето трудилась над макетом памятника.
С ящиками, заполненными гипсовыми деталями макета памятника, Ольга Максимилиановна с Казанского вокзала, как когда-то в 1920 г. отправилась в Среднюю Азию, теперь уже в Киргизию. Семья, провожавшая ее, и не подозревала о том, что для четырех поколений Мануйловых Киргизия станет второй родиной, а их мать Ольга Максимилиановна проведет здесь лучшие свои творческие годы продолжительностью 45 лет.
Здесь, в Киргизии, жюри конкурса проект памятника Токтогулу, выполненный О.М. Мануйловой, одобрил. Начались подготовительные работы, которые по неизвестным причинам затянулись. С годами проект устарел и сегодня находится в запаснике Изобразительного музея им. Г. Айтиева в г. Бишкеке…
В 1940 г. О.М. Мануйлова создает два больших монумента: «Девушка» и «Юноша». Они были установлены около старого здания Академии наук (бывший бульвар Дзержинского, ныне проспект Эркиндик). Эти монументы впоследствии были перенесены к другому учреждению и… опять утрачены, поскольку были выполнены из цемента.
Будучи очень скромным человеком, Ольга Максимилиановна никогда не настаивала, чтобы ей предоставляли для работы более прочные материалы, из которых создавала произведения. Может быть, она учитывала возможности заказчика…
«Сестрой милосердия» она осталась на всю жизнь. Ольга Максимилиановна – сама мать троих детей – не могла оставаться равнодушной к судьбе женщины – началу всех начал. Объехав Кавказ, Крым, Россию, Среднюю Азию, она повсюду видела тяжелейшую судьбу женщин и детей. В Ташкенте Ольга Максимилиановна создала первый советский плакат, призывающий на борьбу за раскрепощение женщин Востока. Пытливый художник, она всегда умела через портрет показать душу целого народа, всегда стремящегося к свободе.
Здесь, в Кыргызстане, всю ее жизнь поражали простота и гостеприимство народа, одухотворенно-гипнотическая атмосфера юрты, в которой долгими зимними вечерами манасчи передавали из поколения в поколение удивительный сказ о народном герое Манасе. Она не уставала восхищаться благожелательностью и мудростью аксакалов, скромным обаянием кыргызской женщины, смелостью и отвагой ее сынов, любознательностью и доверчивостью детей.
Скульптор от Бога, Ольга Максимилиановна по отдельным черточкам лица, выражению глаз и изгибу губ, по улыбке и голосу умела угадать душевное состояние человека, его настроение. Через свою галерею замечательных портретов: Токтогула, Коргоола, Шайбекова, Джартакова, Аалы Арзиева, «Охотника с беркутом» она раскрыла душу древнего кыргызского народа.
О.М. Мануйловой довелось жить и творить в суровые годы ХХ века: две мировые войны, строительство новой жизни в тяжелейшие годы «ударных пятилеток». Это было время героев. В предвоенные годы столица республики застраивается капитальными зданиями. И Ольга Максимилиановна (впервые в Кыргызстане) выполняет барельеф на фризе фронтона Дома юстиции, построенного на проспекте Эркиндик. Живая история на барельефе: галерея портретов чабанов, пахарей, садоводов, обаятельных девушек, шахтеров, рабочих. Все они объединены единой идеей – построить мирное светлое будущее. Здесь центральной темой ее творчества является тема Героев труда.
Суровые годы войны диктуют иную тему – тему героев, защитников Родины. Впервые в истории советского монументального искусства она вместе с мужем А.А. Мануйловым создает памятник командиру Гвардейской дивизии И.В. Панфилову, который в 1942 году был возведен в центре столицы республики. О.М. Мануйлова создала также образы Героев Советского Союза Даира Асанова, Дуйшенкула Шопокова, Ташмамата Джумабаева, Чолпонбая Тулебердиева – героев-кыргызстанцев. Портреты выдающихся военачальников М.В. Фрунзе, Д.М. Карбышева, Г.К. Жукова и многих других стали темой творческого неравнодушия художницы к судьбе страны и народа в годы тяжелых испытаний.
В период Великой Отечественной войны творчество Ольги Максимилиановны было связано со скульптурой. Ее творения – будь то мелкая декоративная пластика или произведения монументальной пластики – несли в себе одинаково значимое совершенство, законченность, глубину и осознанность предназначения высокому искусству.
Современники О.М. Мануйловой вспоминали, с каким мужеством она переносила трудности военного лихолетья. Не имея специально оборудованной мастерской, необходимых материалов и приспособлений, она с энтузиазмом работала над созданием произведений, прославляющих героев боевых сражений и героев труда.



Вместе со скульпторами А. Мануйловым, А. Браиловским, М. Эпштейном, И. Фрих-Харом, В. Пузыревским Ольга Максимилиановна старалась демонстрировать творения мастеров скульптуры, участвуя во всех выставках, проводимых в эти годы. Благодаря ее энтузиазму скульптура республики шла рядом с живописью и графикой.
В 1941 году здание республиканской прокуратуры украсил барельеф, посвященный советской Конституции. Работа над барельефом была начата еще до начала войны, он символизировал Человека нового общества. Наверное, символично и то, что завершив работу, коллеги Ольги Максимилиановны – художники Г. Арапов и С. Карпетченко – ушли на фронт отстаивать Отечество теперь уже с боевым оружием в руках.
В соответствии с веяниями времени, когда Советский Союз был признан страной победившего социализма, а республика Кыргызстан в ряду других шестнадцати была объявлена Советской Социалистической со своей Конституцией, Гербом, Флагом, – барельеф был задуман как гимн свободному труду, счастливому материнству и спортивной молодости, вместе с тем он демонстрирует цельность замысла и выразительность лепки, свойственные таланту мастера.
Действие композиции разворачивается по обе стороны от центра фриза, в котором размещена прямоугольная плита с надписью: «Конституция – Основной закон СССР». Фигуры летчика, солдата и пограничника символизируют готовность к защите Отечества; возвышенное отношение к человеку-творцу передано в фигурах шахтеров и табунщиков, хлопкоробов и пахарей, детей и спортивной молодежи.
Специалисты считают, что естественность, единство объединенных в группы образов подчеркивают ритмические повторы, пронизанные реалистической правдивостью каждого персонажа. Композиция завершается Гербом СССР в обрамлении знамен союзных республик, среди которых –Флаг Киргизской ССР.
Особой страницей творческой биографии скульптора является тема всенародной стройки Большого Чуйского канала. Ольга Максимилиановна являлась не только очевидцем, но и активным участником строительства. Сорокапятилетняя женщина выполняла свою норму наравне с другими, работая кетменем или сгибаясь под тяжестью носилок, и одновременно наблюдала за накалом битвы за большую воду. «Никогда прежде не доводилось видеть такой разноязыкой массы людей, преимущественно женщин, объединенных единой целью, ожесточенно копавших сухую, твердую землю, чтобы помочь братьям, мужьям, сыновьям, которые защищали нас за сотни километров отсюда, в дыму и пламени сражений» (2), – записала она в то суровое время.
А по вечерам, вернувшись домой запыленная и усталая, она просматривала наброски, лепила по памяти… Судьба народная настолько тесно переплелась с ее собственной, что нашла воплощение в ее работах военных лет. Композиция «Строительницы Большого Чуйского канала», а также монументальная скульптура «В помощь фронту» получили высокую оценку зрителей и специалистов, выставлялись в Третьяковской галерее и были приобретены Музеем изобразительных искусств. Их можно увидеть и сегодня в постоянной композиции музея.
Собирательный образ женщины-труженицы, женщины-бойца, полем сражения которой стал тыл, живущей мыслями о событиях на фронте, воспроизведен мастером скульптуры в композиции «В помощь фронту». В поднятых руках, державших тяжелый кетмень, передана динамичность и особая красота движения, горделивой женской стати, подчеркнутой ниспадающими складками одежды. И в этой композиции, как и в других произведениях Ольги Мануйловой, достоверность образа органически переплетается с гуманистической идеей вечной, непреходящей красоты Человека, заключенной в динамике движения.
Для понимания всенародного характера борьбы за Победу в годы войны художники должны были постоянно выезжать в деревни, знакомиться с жизнью крестьян, создавать портреты ударников и стахановцев и… оказывать помощь в организации «наглядной агитации» там, где ее еще не было. И если на строительстве БЧК они работали наравне со строителями, то здесь, в глубинке, пришлось преодолеть массу волнений: как примут, не покажутся ли художники труженикам села праздными соглядатаями, а главное – удастся ли в этой непростой психологической ситуации осуществить все задуманное?
Волнения оказались напрасными. В правлении их приняли хорошо. Ударников оказалось много, и каждый портрет создавался за два часа. «Женщины иногда успевали переодеться, набросить на голову красную косынку, а на шею – яркие бусы. Сначала мы рисовали простым карандашом, но женщины так трогательно просили выделить цветом платки, бусы, платья, что я взялась за акварель, и цвет оказался созвучным с красками весны и обликом наших работниц» (3), – вспоминала Ольга Максимилиановна.
Самое главное, на что она обратила внимание, это неравнодушие людей к искусству: они ждут от художников одобрения и поддержки, в напряженную трудовую жизнь входит новый смысл.
«Творить» портреты женщины-труженицы О.М. Мануйлова продолжает и в 1941–1942 гг. Среди них – станковые работы «Девушка-колхозница» и «Медсестра». Все годы войны ее творчество посвящено было созданию портретов современников и исторических личностей, объединенных одной идеей, – защитить и прославить Отечество.
Удивительно тепло рассказывала Ольга Максимилиановна своим ученикам о работе по оформлению сцены к опере «Манас» в холодном декабре 1945 года. За три недели из замерзшей глины в холодном фойе театра надо было вылепить восемь коней – тулпаров с всадниками, каждый в натуральную величину. Утопая в глине и бумаге, спотыкаясь о толстые электрокабели, в негнущихся от налипшей глины ватных штанах, с израненными о гвозди и осколки стекла руками, без отдыха и горячей пищи, она вместе с помощниками в намеченный срок закончила группу «Чоро на конях». Тулпары получились – особую сферу ее творчества составляла анималистика.
Особенно привлекал скульптора барельеф. В этой технике она исполнила портреты погибшего на фронте скульптора Степана Карпетченко, альпиниста В.И. Рацека, Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева (1943 г.), дочери генерала Панфилова, фронтовой медсестры Вали Панфиловой.
Начало монументальной скульптуре в Кыргызстане было положено памятником Герою битвы под Москвой генералу И.В. Панфилову. В 1938 г. он был назначен военным комиссаром Киргизской ССР. Здесь умело организовал допризывную подготовку молодежи по всей республике и в первые же дни войны сумел сформировать стрелковую дивизию.
Бойцы этой дивизии приняли на себя первый удар в битве под Москвой зимой 1941 г. Генерал И.В. Панфилов погиб… Как на боевом командном посту, на высоком пьедестале возвышается фигура генерала. И.В. Панфилов изображен в обстановке разворачивающегося боя. Движения его сдержанны, но властны: они подчеркивают строевую выправку кадрового военного, в лице генерала – энергия и воля. Благодаря скрупулезному, подробному изображению кобуры, планшета за спиной, бинокля на груди, карты в левой руке образ становится более живым и реальным. Ниспадающие с пьедестала знамена вносят в композицию памятника торжественный аккорд, что подчеркивается также пятиконечной гранитной звездой, которая служит основанием памятника.
На боковых рельефах пьедестала представлены сцены боевых сражений. Композицию памятника изначально дополняли пилоны с барельефами «Красная конница» (автор М. Эпштейн) и «28 панфиловцев в бою» (автор И. Фрих-Хар). Они не сохранились, поскольку были исполнены из очень хрупкого и непрочного материала. В 1959 г. памятник был покрыт для прочности специальным составом акрилата, а барельефы отлиты из пластмассы. Но все это мы видим сегодня.
А тогда в тяжелейшие первые годы войны правительство республики принимает решение об увековечении памяти генерала И.В. Панфилова. Был объявлен конкурс. В конкурсе приняли участие скульпторы М.И. Эпштейн, И.Г. Фрих-Хар, А.А. Мануйлов и О.М. Мануйлова. Создание памятника было поручено А.А. Мануйлову и О.М. Мануйловой.
Когда Ольга Максимилиановна начала работать над портретом И.В. Панфилова, то обнаружилось, что сохранилось единственное изображение Ивана Васильевича – увеличенная фотография с паспорта. Скульптор обратилась за помощью к вдове полководца и под ее наблюдением лепила бюст, пока Мария Ивановна не сказала: «Похож».
О.М. Мануйлова приступила к выполнению большого портрета. И снова Мария Ивановна наблюдала за работой, помогала советами, рассказывала о характере мужа. Надежные друзья и помощники О.М. Мануйловой – каменщики Солонский, Воробьев, Колесов и Лысов – вытесали постамент из розового гранита, отформовали фигуру.
В городском парке 7 ноября 1942 г. состоялось торжественное открытие монумента. Вся церемония снималась для документального кино. Спустя 32 года, в 1974 г. на встрече старых панфиловцев, Ольга Максимилиановна вновь увидела эти незабываемые мгновения, происходившие у входа в парк на фоне огромных деревьев.
Памятник герою-земляку генерал-майору И.В. Панфилову был единственным в то время в нашей стране памятником герою войны, созданным и установленным по горячим следам событий, происшедшим в начале этой страшной войны.
В те трагические годы жители столицы республики, воины, отправляющиеся на фронт, прослушивали сводки Информбюро о первых, дававшихся с громаднейшими потерями, победах у памятника Герою Советского Союза. И каждый присутствующий думал: «Победим! Обязательно победим!». Скульпторам удалось воспроизвести образ Героя, о котором поэт Джоомарт Боконбаев написал:
«Вечной славой увенчан ты.
С благодарностью перед тобой
Преклоняется с высоты
Ала-Тоо вершиной седой.
Другом ты для киргиза был,
Ты сынов их борьбе учил,
Шли на подвиги за тобой
Молодые берены в бой.
Братскую помощь любя,
Не забудет киргиз тебя…»
Следует отметить, что, к сожалению, немало скульптурных произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны, ныне утрачено, такие, например, как: скульптура В.А. Пузыревского «Фигура моряка-гранатометчика», «Помощь раненому бойцу», гротесковый бюст «Фашист», «Письмо с фронта» М. Эпштейна, «Портрет Г. Айтиева» Браиловского, а также творения других мастеров.
Иное настроение «звучит» в творчестве О.М. Мануйловой в послевоенные годы. Ее дарование теперь ярко проявляется в области мелкой и декоративной пластики. Фигурки танцующих женщин, декоративные блюда на темы эпоса «Манас». В них – легкость, изящество, пластическая завершенность. Более полувека в центре столицы у кинотеатра «Ала-Тоо» в павильоне прохладительных напитков с высоты своих 3,5 метра смотрит на нас прекрасная «мануйловская» кыргызская девушка в длинном национальном платье, очаровывая ясным взором и тонкой грацией и даря огромное блюдо с дарами великолепной мирной природы.
В послевоенные годы в творчестве Ольги Максимилиановны получает особенное развитие портретное искусство. Ее творения становятся более обобщенными по форме и строже по содержанию. В 1946 году создан портрет талантливого кыргызского поэта Джоомарта Боконбаева в металле (архитектор В. Верюжский). Горячая и искренняя натура поэта сдерживается напряжением и сосредоточенностью. Пятьдесят семь лет памятник талантливейшему поэту, созданный легендарным мастером, украшал центральный сквер столицы республики.
Значительным успехом мастера скульптуры являются портреты-бюсты Героя Социалистического Труда Саида Каримова (1949 г.) и Героя Советского Союза Ташмамата Джумабаева (1950 г.). Пластичен язык образа народного композитора Муратаалы Куренкеева (1948 г., архитектор П. Иванов). Памятник установлен перед зданием Кыргызского музыкально-хореографического училища.
Результатом долгих наблюдений и кропотливой работы с натуры стал портрет «Народной артистки Киргизской ССР Сайры Киизбаевой». В портрете много «декоративного». Певица изображена в костюме героини оперы «Ай-Чурек». Но… ее облик вылеплен с такой большой любовью к натуре, что, всмотревшись в него, невольно представляешь обаятельную киргизскую девушку, поющую уставшим солдатам на фронте, или в роли величественно любящей Тамары в «Демоне», или преданной Татьяны в «Евгении Онегине».
Своеобразна пластика в творчестве О.М. Мануйловой, с помощью которой она добивается обобщенной трактовки образа. В одном из ее лучших произведений – «Молодом киргизе» – воплощен человек с сильным характером: непокорные волосы, смелый взгляд, волевой подбородок. Здесь нет ни одной лишней детали.
Ольга Максимилиановна увлекалась и являлась большим мастером декоративной скульптуры и мелкой пластики, где главными являются пластичность движений человеческого тела, живописность драпировки одежды – красота линий, складок, движений. Декоративностью отличаются скульптуры «Девушка с блюдом» (1947 г.), «Девушка с чашей» из павильона газвод (1950 г.), «За мир» (1954 г.), «Девочка с голубем» (1957 г.) и многие другие.
Замечательны бытовые, жанровые сцены: «Мальчики на осликах» (1946 г.), «Аккомпанемент» (1952 г.), «Киргизская невеста» (1955 г.), «Комузистка» (1955 г.) и другие, выполненные в гипсе.
Особой поэтичностью привлекали мастера образы эпоса «Манас». И О.М. Мануйлова создала серию «иллюстраций» в гипсе и металле в виде крупных барельефов, передающих различные эпизоды из жизни Манаса. Причем в эпосе скульптора интересует не психологизм или драматизм ситуации, а выразительность и красота движений, линий, складок – чисто декоративные моменты. Выражению стремительности движений и изяществу линий уделено внимание в сцене охоты Манаса с беркутом, изображенной на блюде.
Оформление Киргизского театра оперы и балета в 1952–1954 гг. происходило также при самом активном участии Ольги Максимилиановны. По мотивам, заимствованным из кыргызского национального орнамента, создавались элементы внутреннего декора в виде лепного рельефа. Она выполняла также сложные композиции, украшающие фронтон театра. Символически молодая Кыргызская Республика представлена кыргызской девушкой, справа от нее – русский шахтер со знаменем, слева – юноша с книгой. Эта группа венчает фронтон здания театра. Правый угол фронтона украшен персонажем из оперы «Ай-Чурек», левый – фигурой танцующей балерины из балета «Чолпон» и юноши, играющего на комузе.
Специалисты считают, что композиции на фронтоне театра оперы и балета – самые интересные из произведений декоративно-монументальной скульптуры, выполненных О.М. Мануйловой. Центральная группа фронтальна, а боковые группы одинаково обозреваются с любой точки и своей легкостью уравновешивают цельное и компактное решение центральной группы. Все в гармонии: стройна фигура певца правой группы в национальном костюме с плавным движением поднятых рук; грациозны движения танцовщицы с ниспадающими складками национального платья. Ее стремительное движение уравновешивается фигурой спокойно сидящего юноши, играющего на кыяке.
Облик Ольги Максимилиановны, старейшего скульптора эпохи, в которой она творила и жила, с особым теплым чувством, бережно, с большим внешним сходством передан мастером психологического портрета В.А. Шестопалом в портрете «Скульптор О.М. Мануйлова» (1975 г., дерево). Самым светлым пятном в его жизни, как понимает он сейчас, стала встреча с О.М. Мануйловой.
- Так сложилось, что одно время я работал в ее мастерской, –рассказывает В.А. Шестопал, – и многое видел как бы изнутри. Она была добрейшей души человек. Ее мастерская была открыта для всех в любое время дня и ночи. Приходили и приезжали отовсюду: из Армении, Грузии, России. «Приходи, лепи», –говорила она тем, кому негде было приткнуться. Часто наблюдал за ней, когда она работала, и как-то спросил: «Можно, сделаю ваш портрет?».
- Я позировать не буду, занята, – ответила она.
-А я и не прошу, вы работайте.
У нее было удивительное лицо: бледное и одухотворенное, в обрамлении благородной седины. Покорял ее колоссальный интеллект. Она владела в совершенстве немецким и французским. Училась в Москве и Мюнхене. Часто рассказывала о прошлом, о Петербурге и Москве, о крымском периоде жизни. Вспоминала Маяковского, с которым вместе училась. Все эти отрывочные разговоры складывались в мозаику русской жизни Серебряного века. И она была каким-то сиянием, лучом, светящим из прошлого.
- Ольга Максимилиановна всегда подчеркивала свою демократичность. Да, она была демократична, но с типичным дворянским воспитанием. Мне хотелось показать ее величие и в то же время необычайную мягкость и доброту, – подчеркивает Виктор Арнольдович.
Очень многие наши современники с теплыми чувствами вспоминают этого удивительного Мастера и в то же время очень простого человека, никогда не подчеркивающего своего мастерства и особенно интеллекта. А.А. Брудный – член-корреспондент Национальной академии наук вспоминает: «Случалось мне бывать у Ольги Максимилиановны Мануйловой. Живо припоминается мне ее критическое отношение к керамике на здании Академии наук: «мексиканская какая-то!» – говорила она.
За семьдесят лет творчества, неустанных поисков в самых разнообразных жанрах ею было создано более 800 скульптурных творений. Ее работы можно встретить на улицах, в скверах и парках сел и городов, в детских садах, школах и клубах, на серпантинах горных дорог, на горных вершинах, в выставочных залах; ее творения хранятся в музеях Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении, Москвы. Ее именем названа малая планета.
Дом-мастерская Ольги Максимилиановны (улица Тыныстанова) в Бишкеке всегда был открыт для желающих стать художником. Сегодня – это Дом-музей, куда приезжают люди, стремящиеся к познанию творцов прекрасного, из разных стран: из Венгрии, Египта, Сирии, Эфиопии, Индии, Франции и многих других.
Специалисты считают, что именно с приездом в 1939 г. О.М. Мануйловой в Кыргызстане началось постепенное развитие скульптуры. Ученица известного русского мастера С.М. Волнухина из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, она имела уже значительный опыт в создании сложных композиционных работ, накопленный ею в Москве, Ленинграде, Ташкен


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.