Российская авиационная база «Кант»
на территории КР создана в соответствии с решением Совета коллективной безопасности от 25 мая 2001 г. В ходе очередной сессии Совета Министров обороны государств-участников Договора о коллективной безопасности стороны 20 ноября 2002 г. подтвердили согласие использовать военный аэродром в г.Кант для размещения группировки ВВС России в качестве авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР).
Справочно. 22 сентября 2003 г. в Москве состоялось подписание Соглашения между РФ и КР о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы «Кант» на территории КР. Также в КР находятся четыре российские военные базы: российская база подводных испытаний оружия в Караколе, центр военной связи в Кара-Балте, радиосейсмическая лаборатория в Майлуу-Суу, а также авиабаза в Канте. В соответствии с соглашениями в рамках ОДКБ, КР не может требовать плату за авиабазу в Канте, которая работает в интересах организации. В марте Минобороны РФ погасило долг в 15,5 миллиона долларов перед Кыргызстаном за использование мест дислокации российских военных объектов в 2008-2011 годах. О долге заявлял президент КР Алмазбек Атамбаев во время визита в Москву.
«С 2014 года, когда закончится срок аренды этих баз, мы намерены просить Россию увеличить плату с учетом инфляции», - сказал министр обороны, подчеркнув, что это не касается авиабазы «Кант», которая работает в рамках ОДКБ.
«Нахождение российских баз в КР выгодно двум странам, это меры безопасности, это не вопрос цены, поэтому мы обязательно найдем взаимовыгодное решение», - сказал глава МО КР Таалайбек Омуралиев на заседании Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ.
Справочно. На авиабазе выполнен большой объём работ по совершенствованию аэродромной сети, капитально отремонтирован клуб, построен спортивный комплекс, школа. Строятся 75 квартирный жилой дом, новая казарма и другие объекты. На стройке трудились более 300 кыргызстанцев. В перспективе планируется построить ещё 2 жилых дома, детский сад, а также реконструировать имеющуюся трансформаторную электроподстанцию. В настоящее время постоянную работу в части имеют около ста жителей Канта и Ысык-Атинского района.
«Спасибо за чистое небо!» – эти слова лейтмотивом звучали во всех выступлениях представителей местной власти, Министерства обороны Кыргызстана в адрес военных авиабазы в Канте во время официальной церемонии торжеств.
Начальник Главного Штаба Вооруженных Сил КР и Первый заместитель министра обороны КР полковник И. Субанкулов сказал, что в течение 9-ти лет база защищает воздушное пространство южных рубежей стран-участниц ОДКБ, вносит вклад в укрепление стабильности в ЦА, являясь символом крепких партнерских отношений России и Кыргызстана. «Кант - это необходимость для поддержания безопасности в регионе. Наши страны привержены решению совета глав государств ОДКБ о порядке размещения военных баз на территории стран организации, принятому в 2011 году».
Временный Поверенный в делах России в Кыргызстане Евгений Терехин отметил, что база «Кант» предназначена прежде всего для авиационной поддержки подразделений наземного компонента Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) ЦАР. Первый договори РФ и КР о размещении в Канте авиационного подразделения был заключен на 15 лет. В 2009 году действие договора продлили ещё на 49 лет с возможным продлением впоследствии еще на 25 лет.
Справочно. В феврале 2012 года президент КР Алмазбек Атамбаев заявил о возможности закрытия военных авиабаз «Кант» и «Манас».
Олег Сернецкий, исполнительный директор Российско – Кыргызского ОФ «Единство», отметил, что история военного аэродрома в Канте уходит к 1941 году, когда в КиргССР была эвакуирована Одесская авиационная школа пилотов. В военные годы в авиашколе было подготовлено 1507 летчиков, 7 из которых были удостоены звания Героя Советского Союза. В когорту прославленных летчиков вошли дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов и множество других пилотов из Кыргызстана. В 1945 г. школа преобразована в военное училище. В 1947г она была переименована во Фрунзенское военное авиационное училище лётчиков ВВС СССР, на базе которого в 1951 г. в Канте был образован учебный авиаполк. В числе выпускников училища — космонавт Андриян Григорьевич Николаев (1954). В 1956г училище начало заниматься подготовкой пилотов для дружественных развивающихся стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки и 6 августа 1959 года было реорганизовано в 5-е Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров.
Справочно. C 1957 по 1992 годы в училище и на курсах было подготовлено 21682 человека из 54 стран, по 110 авиационным специальностям, в том числе 5698 лётчиков, 749 штурманов, 469 офицеров боевого управления, 165 стрелков-радистов, 8998 авиатехников и свыше 5000 человек по другим специальностям. В Канте освоили профессию военного летчика бывший президент Египта Х. Мубарак, бывший президент Сирии Х.Асад, летчики-космонавты из Монголии - Ш.Гуррагча, из Индии - Р. Шарма, маршал авиации Индии Д. Синг.
В 1992 году училище было ликвидировано. Сегодня кыргызскую военную авиацию составляют несколько вертолетов и «кукурузников». Но здесь все еще помнят Великую Отечественную войну, когда наши деды вместе воевали. 9 мая 2008 года на авиабазе был открыт памятник воинам, погибшим в боях Великой Отечественной войны.
Ветераны, базировавшиеся на аэродроме в Канте с 1969 по 1975 годы и принимавшие участие в строительстве базы, отметили, что на авиабазе в Канте не готовят летчиков из Кыргызстана. «Есть самолеты или нет, надо растить пилотов. Умерла уникальная традиция, школа, преемственность, - сказали они. - В Бишкеке еще до войны были ДОСААФ, аэроклуб, летная школа, летчики-герои. И ради них, ради их памяти надо как-то решить эту проблему».
Справочно. Россия оказывала военно-техническую помощь ВС КР, выделив через «Рособоронэкспорт» средства на капитальный ремонт одного из боевых вертолетов ВВС КР и передавая стрелковое оружие для национальных подразделений специального назначения, входящих в том числе и в состав КСБР: автоматы «Абакан», пулеметы «Печенег», пистолеты «Гюрза», снайперские винтовки, оптические приборы, бронежилеты, средства связи и обмундирование, автомобили «КамАЗ», а также запчасти к автомобилям и бронетехнике. Поистине царским подарком назвали передачу Курманбеку Бакиеву вертолета Ми-8МТВ и Ми-8 для кыргызской МЧС.
«Российские военные готовы обучать летчиков из Кыргызстана, но пока финансовый вопрос не решен. Вон вдалеке стоят кыргызские самолеты, - показал командир летного звена майор Юрий Майличук, прослуживший в Канте больше двух лет,- Уже лет пять не заводились».
Словно в назидание кыргызстанцам, на взлетно-посадочной полосе гордо красуются состоящие на вооружении базы штурмовики Су-25 и вертолет Ми-8 МТВ, являющие собой военную мощь братского народа и чудо российского оборонного авиапрома. «Броня у СУ-25 отменная, наверное, это самый живучий самолет. Попадет снаряд в топливный бак, а тот сделан из такого материала, который сам затягивает отверстия. А если пальнет враг по штурмовику с 50 метров, а на нем только крошечный след остается».
Как сказал опытный боевой летчик Игорь Мордовкин, служивший в Чечне и Таджикистане, эти краснозвездные машины - гордость российской армии, и недаром их прозвали «крыльями Родины». Ми-8МТВ – лучший в мире вертолет, способный забираться до высоты 6 тыс. м и боевые Су-25 (на сленге авиаторов «грач», «сухой» или «сушка»), взлетавшие с «Канта», успешно выполняли задачи на таджикско-афганской границе в любых погодных и прочих условиях. Самолеты не оборудованы системой слива топлива. Если есть большой остаток, он вырабатывается в полете.
Начальник Оперативной Пограничной службы ФСБ России в КР полковник О. Плющинский назвал авиабазу « Кант» авиационным форпостом Отечества и добавил, что российская авиабаза в Киргизии позволяет поддерживать стабильность во всей ЦА и противодействует афганскому наркотрафику. В последнее время произведена модернизация парка боевых машин, в том числе автотранспорта. На учениях ШОС в июне 2012 года «Мирная миссия-2012» база «Кант» успешно обеспечила полеты прибывших из России экипажей Су-24М.
70 % летчиков имеют квалификационную категорию, соответствующую первому классу. В основном летают на полигон в Балыкчы. Тренируются избегать атаки ПВО, иной раз опускаясь всего до 50 метров над землей, стараются летать над поверхностью озера Иссык-Куль, чтобы не вызывать неудобств у местных жителей. Делают по 16 вылетов в месяц. В кабине температура порой поднимается до 70 градусов!
Как сказал командир а/б « Кант» Игорь Мордовкин, недавно на авиабазе прошла плановая замена личного состава и база готова и дальше выполнять поставленные перед ней задачи - решать задачи по охране южных воздушных рубежей стран-участниц Договора о коллективной безопасности. Главным направлением повседневной деятельности военно-воздушной базы «Кант» является боевая подготовка. В ходе учебно-тренировочных полетов, которые в последнее время выполняются значительно чаще, чем в первые годы деятельности части, летный состав поддерживает натренированность на достигнутом уровне и совершенствует свое мастерство.
Обсудим?
Смотрите также: